В советское время белорусский город Щучин был военным городом с весьма серьезным характером. На территории района находилось ядерное оружие, под Щучином располагался самый современный военный аэродром, который мог принять сверхзвуковые МИГи. А под Щучином, буквально, в трех километрах (!) прятался сверхсекретный бункер, который управлял ядерным оружием и в случае ЧП мог бы спрятать 80 офицеров, которые в свою очередь ликвидировали бы последствия ядерного удара. Вот такие невероятные надежды возлагались на этих суперменов.
ЧП, то есть ядерный удар, ждали от США. Это было время холодной войны. Всего в Советском Союзе построили пять таких бункеров. Все в приграничье.
Минутка ликбеза, чтобы освежить нашу с вами память: во второй половине ХХ столетия на мировой политической арене развернулось противостояние двух сильнейших держав своего времени: США и СССР. В 1960-80-х годах оно достигло своей кульминации, и получило определение «холодная война». Борьба за влияние во всех сферах, шпионские войны, гонка вооружений, экспансия «своих» режимов. Карибский кризис, Берлинский кризис, Вьетнамская война – это все последствия и события холодной войны…
Советский союз для защиты своих границ, естественно, вооружался. Строили воинские части, совершенствовали военную технику. Никто не исключал возможности ядерной войны, поэтому решено было строить бункеры, которые бы выдержали ядерный удар.
На сегодняшний день Щучинский бункер – единственный из всех сохранившихся. Его можно посетить в качестве туриста и с экскурсией. Здесь организовали музей холодной войны и постарались сохранить все в том же виде, что было при Советах. Правда, информации о Бункере удалось собрать не так много, как хотелось бы, потому что это был действительно секретный объект. Как вам такой факт, что когда в бункере в 2017-м году открыли музей, щучинцы впервые узнали о его существовании! Представляете, в каком режиме сверхсекретности велось его строительство, а потом шла служба. Рассказывают, что приезжал один из строителей. Тогда экскурсоводы хотели разузнать у него хоть какие-нибудь подробности. На что строитель ответил: «Хоть Советского Союза давно и нет, у меня расписка о неразглашении до конца моих дней». Сказал, как отрезал, и уехал.
В армии у всех есть свой позывной. У щучинского Бункера позывной был «Сеньор». Работал Сеньор в двух режимах. Спящем и боевом.
При спящем режиме в бункере находились 12 офицеров, которые поддерживали работу военного объекта. Боевой режим, слава небесам, испытать не удалось. Это бы означало, что США сбросили ядерную бомбу на Советский Союз, и при первом же сигнале тревоги бункер активизировал бы все свои технические возможности. По задумке военных инженеров за 4,5 часа там оказывается 80 офицеров. Они закрывают за собой все двери и становятся полностью автономными. Выйти наружу, пока сигнал тревоги не закончится, они уже не могли. И продержаться так в закрытом режиме в бункере могли 30 суток. В то время считалось, что 30 дней должно было хватить Советскому Союзу, чтобы победить любого врага. Самонадеянно ли? Хорошо, что не довелось узнать. Но, по сути говоря, выхода из бункера не было. Ядерная война не оставила бы шансов.
В спящем режим бункер выполнял функцию управления ядерным оружием, которое размещалось на территории Щучинского района. Офицеры также следили за аэродромом. К слову, Щучинский аэродром был одним из самых крутых во всем Союзе. Чтобы он мог принять сверхзвуковые истребители МИГ, здесь сделали взлетно-посадочную полосу больше трех километров. Сейчас от аэродрома одни останки. Говорят, что в лихие 90-е в Щучин приезжали европейцы и выкупали бетонное полотно, настолько качественным оно было. Просто снимали пласты взлетных полос и увозили…
Бункер был замаскирован под колхозный сад. Вокруг него посадили большое количество фруктовых деревьев. Яблони до сих пор растут даже на крыше бункера.
Дороги к бункеру. На достаточной глубине проложили бетонное полотно, а сверху присыпали песком. Даже с высоты самолета или спутника они казались простыми проселочными дорожками, которые ни у кого не вызывали интереса. На самом деле дороги могли выдержать тяжелую военную технику. Сделаны они были настолько качественно, что до сих пор, какое бы бездорожье и непогода вокруг не царили, по этим дорогам без каких-либо трудностей проходит большой автобус.
Рядом с бункером находились блокаторы сигналов. Поэтому ни одна разведка не могла распознать его. У бункера был позывной «Сеньор». Сотрудники музея холодной войны рассказывают, что как-то на экскурсию приехал бывший военный и очень удивился, когда узнал, что это и есть тот самый «Сеньор». Кому принадлежит этот позывной, что это и где находится, не знал никто. Все военные, которые служили здесь, рассказывали миф, что работают на соседнем локаторе. Исключений не было. Даже семья не знала правду. У каждого была пожизненная подписка о неразглашении.
Построили бункер в форме яйца. Именно такая форма способна выдержать ядерный удар. К слову, именно по такому принципу строят метро. Говорят, что если снаружи от ядреного удара ляжет все, то в бункере даже чай в чашке не шелохнется. Бункер состоит из двух частей, наземной и подземной. Что находится под землей выяснить так и не удалось за все годы. Весь нижний уровень затоплен водой. Говорят, что когда военные покидали бункер, сделали это намерено. Владельцы музея откачивали воду, но она постоянно приходила вновь. Даже как-то советовались с военными из Калиниграда, те вынесли свой вердикт – осушать бункер бесполезно, слишком совершенная система экстренного затопления здесь применена. Единственное, что удалось выяснить, что в глубину бункер не менее 20 метров. В наземной части все осталось как при советской армии. Стены бункера из железобетона толщиной 2,5 метра, а сверху слой земли в 2 метра.
Площадь бункера – почти тысяча квадратных метров. В те времена здесь намеренно поддерживалось давление чуть выше атмосферного, чтобы сюда самостоятельно не мог попасть воздух снаружи. Весь воздух, подаваемый внутрь бункера, проходил через системы очистки. На случай ядерного удара были емкости со сжатым воздухом.
В бункере сохранились командный пункт, военные вычислительные машины, около 50 кабинетов, жилые комнаты. Вся та атмосфера, которая царила здесь во времена холодной войны.