Если Вы будете путешествовать по Беларуси, то усадьба «Красный Берег» просто обязана попасть в ваш список «must see». Поверьте – Вы не пожалеете! Это будет одно из самых ярких впечатлений.
ВЛАДЕЛЕЦ ЗАВОДОВ, ГАЗЕТ, ПАРОХОДОВ
Был в Беларуси один дворянский род – Козелл-Поклевские. Считается, что род вел свое начало еще с XVI века, когда некоему Петру Козлову (не известно за какие заслуги) польский король Сигизмунд II Август пожаловал имение Поклево в Ошмянском уезде. Сейчас это Гродненская область в Беларуси. Получив титул и поселившись в Поклево, потомки Козлова решили облагородить свою фамилию, в результате чего появилась двойная фамилия Козелл-Поклевские.
Род был хоть и дворянский, но особо ничем не выдающийся, пока не родился мальчик, которого нарекли Альфонсом. Именно он оказался человеком с невиданной деловой хваткой и сколотил невероятное состояние, которое позволяло записывать Козелл-Поклевских в магнаты. То есть олигархи XIX века. Состояние Альфонс Фомич Козелл-Поклевский сделал на сибирских просторах. Он служил при генерал-губернаторе Западной Сибири, выполнял особые поручения. И параллельно со службой строил бизнес. Высокопоставленный чиновник выкупал убыточные заводы, после чего устраивал их реконструкцию и возрождал к жизни. Изначально ставку сделал на спирт. И спустя время заводы Козелл-Поклевского производили 1/5 часть всего спирта Российской Империи. Затем Альфонс стал приобретать металлургические заводы, завладел золотыми, серебряными, асбестовыми, железными и медными рудниками. У Козелл-Поклевских были прииски по добыче алмазов, изумрудов, александритов. А также газеты, фабрики, банки, железнодорожные участки. Мало того, Альфонс Козелл-Поклевский организовал первое в Западной Сибири речное пароходство.
Безумные богатства! На момент смерти Альфонса его имущество оценивалось в 1 миллион 595 тысяч 238 рублей 55 копеек.
К слову, у Альфонса Фомича было трое сыновей. Но именно Викентий унаследовал деловую хватку и продолжил дело отца. После его смерти он создал торговый дом «Наследники А. Ф. Поклевского-Козелл» с уставным капиталом в 420 тысяч рублей. Викентий не только не растерял родительских богатств, а еще и приумножил их. Он построил медеплавильный завод, стал ведущим экспортером асбеста того времен, ни на литр не снизил производство алкоголя.
Что интересно, несмотря на баснословные богатства, которые, как правило, портят человека, Козелл-Поклевские сумели остаться людьми с большой буквы. Они занимались благотворительностью. Причем не показной, а самой что ни на есть настоящей, адресной.
Козелл-Поклевские строили школы, училища, приюты, брали под опеку нуждающихся детей и оплачивали им обучение. Обеспечивали стипендии талантливым, но бедным студентам. Организовывали бесплатные кухни, где ели бедняки, содержали больницы. Так как Козелл-Поклевские были верующими католиками, то старались строить еще и костелы, которые потом же и поддерживали материально. За это Альфонс Фомич был награжден самим Папой Римским. Но, несмотря на то, что семья исповедовала католицизм, помогали они и православным церквям. Альфонс Фомич в неурожайные годы продавал зерно и семена крестьянам по самым низким ценам, а иногда и вовсе раздавал даром. Викентий Альфонсович содержал жен и детей своих рабочих, которые ушли на войну либо погибли. И это только малая толика всего, что делали Козелл-Поклевские.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Несмотря на то, что состояние олигарх делал в Сибири, родные корни не забывал. Как-то раз Альфонс познакомился в Оренбурге с земляком, генерал-лейтенантом Гатовским, уроженцем Могилевской губернии. Знакомство переросло в дружбу, а затем и родство. Земляки решили поженить своих детей. У Козелл-Поклевского был сын Викентий, у Гатовского дочь Мария. Дети, естественно, как требовали приличия того времени, возражать не стали и согласились с волей родителей. В качестве приданого Гатовский дал за Марией имение Красный Берег.
Но это оказалась не обыденная история брака по расчету, а история самой настоящей любви. Викентий без памяти полюбил Марию. Когда у пары появилась первая дочь, то растроганный дедушка генерал Гатовский решил в честь этого события построить в Красном Береге дворец! Заказал проект дома у профессора архитектуры Петербургской академии художеств Виктора Шретера.
Усадьба в Красном Береге стала по истине шедевром! Она и в наше время поражает причудливой мыслью и полетом фантазии архитектора. А какой эффект она производила 100 лет назад даже представить сложно!
На строительстве не скупились! В те времена в тренде было «кирпичное зодчество», естественно усадьбу строили по последней моде. Крестьянам платили по 5 копеек за 400 кирпичей, которые они везли на телегах из Бобруйска. Деньги это были приличные, потому что на такой «доставке» за несколько ходок можно было купить корову. Известь для кладки гасили в специальной яме целый год. Для улучшения ее качества туда добавлялись куриные яйца, сбрасывались трупы животных. По легенде счастливый дедушка Гаттовский во время строительства заложил по углам здания золотые монетки и произнес заклинание. Оно и бережет Красный Берег от разрушений. Построили усадьбу в форме буквы «Г» — Гатовские. А над главным входом разместили фамильный герб Козелл-Поклевских.
Особняк получился будто сказочный. Словно замок из причудливых детских снов и фантазий. Оно и неудивительно, ведь архитектору удалось соединить несоединимое — в архитектуре и убранстве усадьбы Красный Берег сочетается 10 (!) архитектурных стилей!
В имении 36 комнат, и каждая из них неповторима. Здесь готика, ренессанс, романский, рококо, маньеризм, барокко, ампир, классицизм, стиль Людовика XVI, арабский. Это настоящая энциклопедия по истории архитектуры. Это настолько красиво, необычно, смело и в то же время гармонично, что туристы первое время теряют дар речи и удивленно хлопают глазами: «Не может быть!» Действительно, интерьеры усадьбы, комнаты, залы — это полная неожиданность и какой-то культурный шок! Декор комнат и самого здания можно рассматривать часами. Отделка каждой комнаты индивидуальна и нигде не повторяется, так же как цветовые и архитектурные решения. Полы покрыты наборным паркетом из разных пород древесины, а в некоторых местах на полу лежит аутентичная (оригинальная) плитка.
У усадьбы «Красный Берег» очень высокая сохранность, почти 90%. Сохранились не только фасады того времени, но и внутреннее убранство: лепнина, кованые изделия, камины, роспись, резьба. Единственное, что большая часть мебели не принадлежала Козелл-Поклевским. Ее в усадьбу передал белорусский коллекционер. Но сохранился шкаф Марии Михайловны — настоящее произведение искусства. Изготовлен он в стиле маркетри, это особая разновидность инкрустации, отделка поверхностей путем наклеивания декоративных элементов на деревянную основу.
Комната хозяйки выполнена в стиле рококо. Этот стиль относился к женским, им никогда не декорировали мужские кабинеты. Комната украшена изящным орнаментом, в котором причудливо переплелись растения и цветы. Здесь Мария Михайловна принимала гостей. Столовая в лучших традициях романского стиля. Короны над окнами, цветочные субрапорты и космический гипсовый потолок, цветные лаки по сусальному золоту. Центральный холл был выполнен в готическом стиле. Здесь много оберегов – по периметру дверей большое количество бабочек. А бабочка – символ вечности. А над дверью листья винограда – символ христианства. Еще один зал в очень редком стиле альгамбра. Викентий Козелл-Поклевский любил путешествия и экзотику. Темнокожие манекены, африканские обереги и даже фигурки верблюдов — все это нужно было хозяину для того, чтобы впечатлять частых гостей. Из каждого своего путешествия он привозил идеи, которые воплощали талантливые архитекторы. В арабском зале заслуживает особого внимания потолок. В это трудно поверить, но все эти мельчайшие ажурные детали вырезали вручную. А при жизни хозяев он весь был покрыт сусальным золотом!
К слову, во времена Козел-Поклевских почти весь декор и лепнина в Красном Береге были покрыты сусальным золотом. А вот лестница на второй этаж выполнена из бетона. Это сейчас она кажется странной и напоминает школьные лестницы из нашего детства. А в те времена бетон был самым модным материалом! Его только изобрели, и он стоил дороже мрамора! Вот такая была лестница – бетонная, но декорированная сусальным золотом.
К сожалению, до наших дней позолота почти не дошла. Но в Красном Береге собирают средства на ее восстановление. И в этом, 20230-м году, работы уже начались!
Естественно, недвижимостью Козелл-Поклевские владели по всей Российской Империи. У них было 55 домов в Перми, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени, Томске, Омске, Тобольске… А главной фамильной резиденцией они считали дом в небольшом городке Талица, что в двухстах километрах от Екатеринбурга. Здесь они построили двухэтажный дом на 80 комнат, где был свой водопровод и органный зал. Но, любовь к родине, передалась от родителей к детям, и супруги Козелл-Поклевские каждое лето приезжали в Красный Берег, это был их 56-й дом, который использовали в качестве дачи. Здесь они проводили как минимум две недели в году. Но помимо отдыха, Викентий Альфонсович в Красном Береге вел дела. Настоящий предприниматель он и на даче предприниматель! Здесь была своя винокурня, которая тоже приносила неплохой доход.
Некоторые современные богатеи покупают квартиры, чтобы хранить в них наличные деньги. Но, как известно, все уже придумано до нас. Козелл-Поклевские нашли самый нестандартный способ спрятать деньги. Ведь хочешь спрятать что-то – положи это на самое видное место. В самой посещаемой комнате, где велись приемы, устраивались танцы, есть два камина. В левом из них не так давно обнаружили ход в подземелье. Историки пришли к выводу, что это был сейф, в котором хранили деньги и драгоценности. Лаз в подвал закрывался, и камин топился, как ни в чем не бывало. В жизни не догадаешься, где деньги зарыты!
Украденное детство
Как мы уже рассказывали, у усадьбы «Красный Берег» очень высокая историческая сохранность, что, к сожалению, не свойственно белорусским достопримечательностям.
Вообще, надо признать, что из исторических архитектурных памятников в Беларуси сохранилось мало — почти все было разрушено во время Великой Отечественной войны. А то, что уцелело, то благодаря счастливой случайности, либо из-за того, что в здании или городе находилось командование и высший офицерский состав гитлеровцев. Вот и усадьба Красный берег дошла к нам в такой высокой сохранности из-за страшных событий, происходящих здесь в войну…
Когда в 1943-м году вермахт стал терпеть поражение за поражением, раненые немецкие военнослужащие нуждались в огромном количестве донорской крови. Брать ее было негде. И гитлеровцы придумали кощунственный план…
Из воспоминаний, опубликованных в книге «Дети войны»: «Всех повезли в Красный Берег. Привезли, высадили и повели к речке Добосна. Там стояли палатки. Нас раздели и заставили мыться холодной водой из речки. Затем под конвоем повели на осмотр. В одной из комнат стояли тазы с внутренними человеческими органами. Это привело нас в ужас, мы дрожали»…
Во время войны в усадьбе Красный Берег разместили госпиталь для солдат вермахта, а еще немцы развернули лабораторию. Из всех близлежащих деревень сюда свозили детей. Отряды приезжали в деревню рано утром, чтобы застать людей врасплох, отбирали силой детей и привозили в лагерь. Отбирали детей 8-14 лет. Особенно ценились девочки.
Детей привозили в лагерь, осматривали и сортировали. Некоторых грузили в поезда и отравляли в Германию для взятия крови на лечение раненых немецких солдат и офицеров. Из Красного Берега увезли 1990 детей.
Оставшихся делили по группам крови. Те, у кого была I группа с положительным резус-фактором, изначально были обречены на смерть, так как эта группа универсальная. Кровь выкачивали полностью, а безжизненные трупы выбрасывали и сжигали. Есть даже такие сведения, что кровь забирали совершенно жутким способом: подвешивали ребенка за подмышки, подставляли емкость, отрезали ступни, и кровь вытекала. У детей с другими группами кровь брали порционно. После процедуры давали кусок хлеба со сладким чаем, чтобы восстановиться. Но в итоге и эти дети умирали, просто чуть позже остальных.
В живых осталось всего несколько детей. В основном по их воспоминаниям и восстановили события, которые творились в усадьбе. Две девочки, еще до медицинского осмотра быстро сообразили и натерлись крапивой до сильных волдырей. Их забраковали и отпустили. Они рассказывали, как до медосмотра дети находились за колючей проволокой, к которой не подпускали взрослых. Матери издалека перебрасывали картошины. Некоторых детей родители смогли выкупить за сало, яйца, другие продукты. Но так как большинство детей было свезено в Красный Берег из других районов, то родители просто не знали, где их искать и выкупить их было некому.
Вот воспоминания майора Павла Трояновского, который участвовал в боях за освобождение Гомельской области:
«Одного фельдфебеля задержали в окрестностях деревни Красный Берег, что вблизи Бобруйска. Там гитлеровские варвары устроили лагерь для малолетних советских детей. У них фашистские врачи выкачивали кровь, которая потом использовалась в немецких госпиталях.
Наши воины нашли в лагере сотни трупов детей, которых гитлеровцы не успели сжечь. А оставшиеся в живых имели предельную степень истощения. И потом, несмотря на экстренные меры советских врачей, многие из них тоже погибли.
Спрашиваю фельдфебеля:
— …Много детей погублено в лагере?
— Не знаю. Я лишь развозил контейнеры с кровью по нашим госпиталям.
— И в госпиталях знали, что эта кровь — детская?
— По-моему, знали….
Деревня Красный Берег была освобождена 25 июня 1944 года. У зверски замученных и сожженных малышей не осталось даже могил, куда могли бы прийти родные. Сегодня здесь построен мемориал в память о событиях…
P.S.
Если вы захотите провести каникулы в Беларуси, пишите нам. Мы расскажем и покажем самые невероятные и не заезженные места! Ну и, конечно же, самые популярные достопримечательности. Куда ж без них! Но только в самом необычном формате. У нас театрализованные, костюмированные и авторские экскурсии
Туристическое агентство «Amazing Day» приглашает вас открывать Беларусь вместе с нами