Виновен! Виновен в смерти 149 человек! Стариков, женщин, детей, младенцев..
Верховный Суд Республики Беларусь огласил приговор гитлеровскому карателю Владимиру Катрюку, который участвовал в сожжении белорусской деревни Хатынь в 1943-м году
22 марта 1943-го года

…22 марта в #Хатынь пришел отряд карателей. Отряд зверей. Они стали выводить стариков, женщин, детей из домов и сгонять в колхозный сарай. Заходили в каждую хату, лежачих больных поднимали с кроватей, малюток вынимали из колыбелек, били прикладами, ногами. Но остаться дома не позволили никому. В семье Барановских было 9 детей, у Новицких – 7 детей. У семьи Иотко – тоже 7 детей, младшему был всего год. У жительницы Хатыни Веры Яскевич совсем недавно родился сын, ему было всего 7 недель.
Всех загнали в сарай.
Заперли.
Облили бензином.
Подожгли.

Сначала пленники стали задыхаться, потом пламя добиралось до тех, кто стоял ближе к стенам. Люди кричали от ужаса и боли, плакали дети. От паники и страха выломали дверь и побежали. Но всех, кто бежал, фашисты расстреливали автоматными очередями.
Анна Желобкович схватила за руку семилетнего сына и побежала что есть силы. Когда пули ее настигли, мать упала и прикрыла собой ребенка. Семилетний Витя Желобкович выжил в тот страшный день. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Еще один мальчик Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Каратели приняли его за мертвого.
В конце дня, узнав про зверство, произошедшее в Хатыни, в деревню пришли жители соседних сел. Соседи подобрали обгоревших и израненных детей. Всего нашли пятерых. Еще удалось выжить Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу. Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени. Но судьба у девочек оказалась роковой. Эту деревню вскоре тоже сожгли… Обе девочки сгорели.


Был еще один взрослый, уцелевший в этот день в #Хатыни. Сильно обгоревший 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский пришел в сознание поздно ночью. Наверное, для него было бы лучше, чтобы и он погиб вместе с сельчанами. Поднявшись на ноги, Каминский стал ходить по пепелищу. Вокруг лежали трупы, взрослые, дети, малюточки… И тут среди пепелища Иосиф нашел своего сына. Мальчик был еще жив, но обгорел очень сильно. Вероятно, мальчонка пытался бежать из сарая, но фашисты подстрелили его, пули попали в живот. Мальчик весь день пролежал на пепелище, медленно умирая. Каминский поднял сына, тот умер у отца на руках…
Именно этот момент и был положен в основу скульптуры на мемориальном комплексе «Хатынь».
В тот день погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Одним из руководителей этой операции был Владимир Катрюк.
Википедия пишет: «Влади́мир Константи́нович Катрю́к (1 октября 1921 — 22 мая 2015) — канадский гражданин украинского происхождения, участник Второй мировой войны, известен как один из подозреваемых в сожжении деревни Хатынь (Беларусь) в 1943 году. Во время этих событий служил в 118-м батальоне шуцманшафта. После Второй мировой войны выехал в Канаду, где и провёл оставшуюся жизнь. На год смерти числился вторым в списке из остающихся в живых самых разыскиваемых нацистских военных преступников»
118-й батальон состоял из украинских националистов из Буковины, присоединенной к Украине в 1940 году в результате пакта Молотова-Риббентропа и советских военнопленных, перебежавших на службу к немцам. Его сформировали в 1942 году и направили в Беларусь батальон для борьбы с партизанами. Батальон прибыл в Минск в ноябре 1942 года и практически сразу был переброшен в деревню Плещеницы, что недалеко от Хатыни. На тот момент в его состав входили уже не только украинцы. Батальоном командовал немецкий майор Эрих Кёрнер, правой рукой у него был поляк Константин Смовский, а руководство операциями Кернер поручал украинцу Григорию Васюре. Элитную часть батальона составлял первый взвод первой роты, руководил им Владимир Катрюк. По свидетельствам сослуживцев именно Катрюк самолично поджигал сарай с жителями Хатыни, расстреливал бежавших в ужасе людей.

В 1944-м году, почуяв скорое поражение немцев, Катрюк дезертировал из батальона и присоединился к французскому движению сопротивления. Был ранен, лечился в американском госпитале. По фальшивым документам остался после войны во Франции, а в 1951-м переехал в Канаду. В Канаде Катрюк не распространялся, чем занимался в молодости. Эта страна дала ему гражданство, там он женился и тихо-мирно до конца дней занимался пчеловодством. Катрюк прожил долгую жизнь, 93 года. В отличие от убитых им одиннадцатилетнего Гены Барановского, десятилетней Сони Желобкович, четырехлетнего Антона Новицкого, двухлетнего Миши Яскевича, семинедельного Толика Яскевича…
В 1999 году его злодеяния предали огласке, тогда российская генпрокуратура запросила Канаду выдать Катрюка. Его лишили канадского гражданства, но спустя время ему удалось восстановиться в правах. Так палач не понес никакого наказания за содеянное. На его счету не только Хатынь. А еще сотни загубленных жизней, грабежи, #Хатынь стала его последней операцией.

Но сколько бы времени ни прошло, такие преступления не имеют срока давности. Поэтому в феврале 2024 года в Беларуси начался обвинительный процесс по делу Катрюка, который уже не оставит возможности для иной другой кроме действительной трактовки событий Великой Отечественной войны.
Из публично оглашенных материалов дела: «За время войны Владимир Катрюк лишил жизни 393 человека, включая 125 детей, в том числе малолетних, а также престарелых и находящихся в беспомощном состоянии, беременных. Покушался на жизни еще 21 человека, лишал жилья, имущества, продуктов питания, принудительно переместил в Германию 6 человек для привлечения к непосильному рабскому труду». Всего Катрюку вменяется 12 преступных эпизодов. Среди доказательств — протоколы допросов его «сослуживцев», выживших жителей деревень, множество архивных документов, в том числе немецких.
Верховный Суд Беларуси признал Владимира Катрюка виновным в совершении геноцида, совершенного в отношении советского народа.
Приговор вынесен без назначения наказания ввиду смерти преступника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *